пятница, 5 мая 2017 г.

200 лет со дня рождения Александра Алексеевича АГИНА

                                                      А.А.АГИН Автопортрет

В 15 километрах к востоку от города Новоржева Псковской области в междуречье Олицы и Льсты расположена деревенька Петровское, в которой на 2005 г. оставалось лишь три жителя.  Когда-то здесь находилось имение Алексея Петровича Елагина, участника Отечественной войны 1812 года. В этом имении родился и провёл детские годы будущий художник-иллюстратор Александр Алексеевич Агин (11 мая 1817-1875),основоположник российской жанровой иллюстрации.

Мать художника была крепостной.  В 1823 у Прасковьи Даниловна и Алексея Петровича Елагина рождается ещё один сын, Василий. Во время вторых родов Прасковья Даниловна умирает. Алексей Петрович переживает смерть любимой и жалеет, что не успели повенчаться.
Алексей Петрович Елагин хорошо относился к своим внебрачным детям – Александру и его  младшему брату, заботился об их образовании и поощрял рано пробудившуюся склонность к рисованию. Оба мальчика получили вольную на усечённую фамилию Агиных как незаконнорожденные.
В Петровском будущий художник прожил десять лет. Первые уроки брал у своего дяди – художника С.Полякова.
В период с 1801 по 1820-е годы имение принадлежит Елагиным, затем переходит в собственность Морозовым. В сельце стояла каменная часовня.
В годы Великой Отечественной войны Петровское было уничтожено. От имения остались лишь остатки фундамента помещичьего дома.
Историческая справка.  Елагины – русский дворянский род, разделившийся на восемь ветвей. Родоначальник их, Винцентий, выехал, по легендарным сказаниям древних родословцев, из Рима в 1340 году в Литву, а оттуда в Москву. Несомненно, что род этот существовал в начале XVI века в Новгородской области. Род Елагиных внесен в VI, III и II части родословной книги Псковской губернии (Гербовник I, 46) .

А.А.Агин с 1827 года учился в Псковской мужской гимназии.
С 1817 года гимназия располагалась в здании (ул. Георгиевская, 4), построенном в начале 19 в. Крупный дворянский особняк, Г-образный в плане, обращен главным фасадом на р. Великую.

В здании за крепостной стеной с 1817  по 1855 год размещалась Псковская мужская гимназия, где с 1827 года учился А.А. Агин. Он окончил шесть классов гимназии и был вынужден бросить учёбу, чтобы быть сиделкой у неподвижно больного отца, которого сразу парализовало сразу после проигрыша лошадей. Саша продаёт за копейки свои рисунки, чтобы кое-как поесть.

                            Псков. Здание бывшей мужской гимназии. Фото 2016 г.
   Алексей Петрович Елагин умер в декабре 1833 года, шестнадцатилетний Александр стал главой "семьи": он считает себя обязанным дать образование младшему брату.
Тётки А.Агина оспаривают завещание своего брата, который завещал имение своим сыновьям, не признавая братьев Агиных своими родственниками, отрицая отцовство своенго брата. Суд на стороне помещиц, и Петровское осталось за ними. Впереди снова голод...
Однажды, А.Агин зашёл к своему учителю рисования Василию Стратоновичу Захребетникову, а тот передал письмо президенту Академии художеств с просьбой принять его двух учеников, "наделённых даром божьем".
Так в марте 1834 братья приехали в Петербург, экзамены оба выдержали блестяще. Общество поощрения художеств записало их в число своих пансионеров. Александр Агин оказался одним из тех счастливчиков, которые попали в класс к "великому Карлу", Карлу Брюллову.
В натурный класс приходил после работы крепостной Тарас Шевченко. Шевченко и Агин сдружились...
               Портрет А.А.Агина. Художник Т.Г.Шевченко.1840-1844.

Материальное положение братьев Агиных было весьма тяжёлым – по свидетельству современников они « ели только чёрный хлеб и картофель и рады были , когда могли достать и эту пищу, а сапоги у них нередко были без подошв, вместо которых прикреплялся картон».
 Закончил  Академию в 1839 году, получил звание учителя рисования, но живописью заниматься не стал.
 Был пенсионером «Общества поощрения художников».   Преимущественно иллюстрировал современную ему литературу на страницах петербургской «Литературной газеты : произведения И.Н.Панаева, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя.
Первой крупной работой Агина стала серия иллюстраций к «Ветхому завету». Альбом «Ветхий Завет в картинках» вышел в свет весной 1846 года.
П.К.Клодт просит Агина подготовить своего четырнадцатилетнего сына в академию, поэтому в семье Клодтов  он становится своим человеком.


                                             А.А.Агин. Рисунок М.П.Клодта

Рисунок будущего живописца Михаила Петровича Клодта (1835-1914), сына известного скульптора Петра Карловича Клодта, автора знаменитого ансамбля «Укротители коней» из 4-х групп для Аничкова моста.  
Пётр Карлович Клодт  в 1848-1855 гг. создал памятник Ивану Андреевичу Крылову для Летнего Сада (СПб), бронза.


В 1849 году А.А.Агин исполнил эскизы рельефов к памятнику И.А.Крылову. Барельефы на темы басен на постаменте исполнены по  рисункам А.А.Агина.





Главная работа А.А.Агина – 100 иллюстраций к «Мёртвым душам» была им осуществлена совместно с художником-гравёром Е.Е.Бернадским.


72 иллюстрации были изданы в 1847 г., полностью в 1892 г. Рисунки пользовались большим успехом и до сих пор остаются самыми лучшими иллюстрациями к поэме. Эти рисунки стали самым значительным произведением художника. Впоследствии ему приходилось выполнять мелкие заказы – иллюстрировать журналы.
Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году. Вместе с гоголевским текстом иллюстрации были опубликованы лишь в 1902 году, причем сразу в двух изданиях. Следующее подобное издание, роман с включенными в текст иллюстрациями Агина, гравированными Бернадским, вышел в 1934 году, затем в 1937, 1941, 1946, 1949, 1961 годах. Последнее издание – в 2001 году.
Подлинники иллюстраций Агина к «Мёртвым душам» Н.В.Гоголя хранятся в Русском музее в Петербурге и в Историческом музее в Москве.


В феврале 1846 года Агин и его друг гравёр-ксилограф Е.Е.Бернардский (1819-1860-е гг.) , решив приступить к иллюстрированному изданию поэмы, обратились через посредство П.А. Плетнёва к Гоголю за разрешением. Гоголь, ответил отказом: «Художнику Бернардскому объяви отказ.» «Я враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен подаваться лицом и нечего его подслащивать этим кондитерством».
Так написал Гоголь в 1846 году из Рима Петру Плетневу, который вел его дела в Петербурге, отказываясь от предложения гравера Е.Е.Бернардского издать «Мертвые души» с иллюстрациями. Упомянутый им «политипаж» это отливка с гравированной деревянной доски, позволявшая в свое время очень широко распространять книжную графику. В сороковые годы XIX века так стали называть, расширяя значение термина, все вообще напечатанные в книге рисунки.
Получив отказ, Бернардский решил издавать иллюстрации Агина без гоголевского текста. Первые рисунки к «Мертвым душам» были опубликованы в 1846 году на страницах петербургского журнала «Иллюстрация». В том же году альбом «Сто рисунков из сочинения Н. В. Гоголя. Рисовал А. Агин. Гравировал на дереве ЕЕ.Бернардский» вышел отдельным тиражом. Деньги на издание дал архангелогородский купец А. Горяинов.


Три гравюры к «Повести о капитане Копейкине» были помещены в «Иллюстрированном альманахе» (1848)
Копейкин внешне похож на … постаревшего Павла Федотова (русский художник). Да и беден был Федотов, как капитан Копейкин. И вообще, во многих рисунках к «Мёртвым душам» узнавался Федотов.


Агин, рисуя иллюстрации к «Мёртвым душам» вспомнит всех своих псковских знакомых, - его память часто будет возвращаться к Пскову.
                                                                    
В 1853 году А.А.Агин переехал в Киев, где преподавал рисование в Кадетском корпусе, работал чертежником, домашним учителем, бутафором и гримёром в театре Бергера, где и познакомился с В.Д.Рокотовым, подружился со старшей дочерью Рокотова Наташей и впоследствие стал крёстным Маргариты Рокотовой, будущей писательницей Ал.Алтаев ( М.В.  Ямщикова в замужестве)

                                                              (1872-1959)
Александр Алтаев – псевдоним писательницы Маргариты Владимировны Рокотовой (в замужестве Ямщиковой), чья жизь более 60 лет была связана с Псковской землёй.

В своей книге «Памятные встречи», глава « Рисовальный учитель», Ал.Алтаев пишет:

«Мать рассказывала:
-Появился на нашем горизонте Агин в Киеве в один из тусклых ноябрьских дней тысяча восемьсот семьдесят первого года.»
    Отец М.В.Ямщиковой, Рокотов Владимир Дмитриевич познакомился с А.А.Агиным в театре Фердинанда Бергера.
«Мать продолжала:
Смотря пристально своими зоркими голубыми глазами на представленного ему Бергером «своего человека», отец спросил: «Простите, господин Бергер, я имею. Удовольствие видеть Агина, знаменитого иллюстратора «Мёртвых душ»? Голос выражал глубокое уважение. Как давно не слышал Агин подобной интонации в отношении себя!»
«Агин нам рассказывал все перипетии своего житья в Киеве. Когда он в конце 1854 года приехал в Киев, получив место учителя рисования в кадетском корпусе по рекомендации скульптора П.К.Клодта, в журнале «Москвитянин» был отмечен этот приезд, и Агина назвали талантливым художником. Заметка добавляла, что он приобрёл «известность» прекрасными типическими рисунками ко многим иллюстрированным изданиям, между прочим к «Мёртвым душам» Гоголя. И всё. Дальше этого не пошло. А там потянулась обычная, будничная  жизнь учителя рисования…»
«Агин всё теснее сближался с нашей семьёй. С самого появления в нашей квартире он подружился с моей старшей сестрой Наташей, тогда двенадцатилетней девочкой.»
«…однажды сестра Наташа сказала:
- У мамы скоро будет ребёнок. Знаете? Я слышала, Вас хотят просить крестить. Пойдёте?
Он весь заулыбался:
- За счастье почту! Будет для кого жить, работать!»
«И вот, наконец, в декабре 1872 года, художник стал крестным отцом, к его удовольствию, девочки. Когда я родилась, он ходил именинником и, рассказывали, особенно нежно, осторожно держал меня на руках, идя вокруг крестильной купели, и с лица не сходила умиленная улыбка.
  - Я счастлив, - говорил он, глядя на меня, - теперь у меня есть цель жизни. Сколько я напишу картин! Мне есть для кого работать. Я буду  для нее работать!».
«Агин всё теснее сближался с нашей семьёй. С самого появления в нашей квартире он подружился с моей старшей сестрой Наташей, тогда двенадцатилетней девочкой.»
«…однажды сестра Наташа сказала:
- У мамы скоро будет ребёнок. Знаете? Я слышала, Вас хотят просить крестить. Пойдёте?
Он весь заулыбался:
- За счастье почту! Будет для кого жить, работать!»
«И вот, наконец, в декабре 1872 года, художник стал крестным отцом, к его удовольствию, девочки. Когда я родилась, он ходил именинником и, рассказывали, особенно нежно, осторожно держал меня на руках, идя вокруг крестильной купели, и с лица не сходила умиленная улыбка.
  - Я счастлив, - говорил он, глядя на меня, - теперь у меня есть цель жизни. Сколько я напишу картин! Мне есть для кого работать. Я буду  для нее работать!».
В те годы, когда семья Рокотовых жила в Киеве, старый и больной Агин в разговоре с матерью Ал. Алтаева сказал: «Стыдно ныть мне, которому жизнь послала так много тепла и сердечной ласки и который живет в этом удивительном и прекрасном городе. Но порой меня неудержимо тянет на север, в глушь родной Псковщины, тянет слышать псковскую речь… Прекрасен благодатный, щедрый климат Украины, а меня, поди ж ты, манит суровый и  бедный север. Зацветут здесь каштаны, а я мечтаю о нашей северной черемухе».
В конце жизни художник вынужден был поселиться в имении мецената, коллекционера и богача Г.С.Тарновского, находящемся в Качановке. Там в 1875 он и умер.
"Зачинатель реализма в исскусстве, первый русский иллюстратор умер в полной нищете и забвении в 1875 году. И год его смерти стал известен лишь благодаря  Ал.Алтаеву, его "Памятным встречам", - то есть, благодаря крестнице Маргарите Рокотовой, которой он собирался посвятить свою оставшуюся творческую жизнь... Но так и не собрался..."[6].


Алтаев Ал. Пасынки Академии: исторический роман. – М.: Детская литература, 1961. – 182,[2] с.
Главный герой романа Ал. Алтаева «Пасынки Академии» Сергей Поляков также некоторое время живет в Новоржевском поместье отца Агина – помещика Елагина  - Петровском


ЛИТЕРАТУРА:
1. Агин Александр Алексеевич (1817-1875)- рисовальщик-иллюстратор//Энциклопедия русской живописи/ под ред. Т.В.Калашниковой.-М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002.- С.11-12
2. Агин Александр Алексеевич (1817-1875)// Псковская энциклопедия/ глав.ред. А.И.Лобачёв.-2-е изд., доп. – Псков: Псковская энциклопедия, 2007.- С.24

3.Петровское. Заборьевская волость// Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы/ авт.-сост. Н.Г.Розов. – Сельцо Михайловское; Псков, 2008. – С.153-154.-(Библиотека «Михайловской пушкинианы»)
4.Агин Александр Алексеевич // Большая Российская энциклопедия: в 30 т.: Т.1: А-Анкетирование. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – С.182.
5.Ал.Алтаев. Рисовальный учитель// Ал.Алтаев  Памятные встречи. – М.: гос. изд-во худож.  лит., 1957. – С.11-58

6. Вересова Т. Иллюстратор «Мёртвых душ»/Тамара Вересова//Пикуль //Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати..."/ ред.-сост. Т.В.Вересова ; худож. Г.И.Метченко. - М.: Северный паломник, 2007 .- С.156-162

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения