вторник, 18 октября 2011 г.

ДЕНЬ СКОБАРЯ, КУЗНЕЧНАЯ МЕХАНИКА, "МИТЬКИ", ИЛИ ВСЕ НАОБОРОТ


        В конце сентября в наших местных СМИ появилось сообщение, что 1 октября, в день самопровозглашенного праздника "День скобаря" будет открыт памятник тому самому "СКОБАРЮ". Поскольку я родилась и выросла в Пскове, считаю себя коренной псковичкой и если угодно, скобаркой. Я всегда испытывала чувство недоумения и грусти, когда это слово  использовали в качестве ругательства, даже не зная истинного его  многоликого значения. И вот, как истинная скобарка, я отправилась полюбопытствовать, что же это за памятник, так как его облик  держался в тайне. Подойдя к площади, расположенной невдалеке от нашего музея, Поганкиных палат, открылся мне сей монумент:




Любой желающий может подойти, встать и побыть в образе "СКОБАРЯ", желающих запечатлеться было очень много, я еле уловила момент, чтобы сфотографировать "памятник" в чистой его красе.
                                                  Выступали фольклорные коллективы.
   Недалеко от каменных палат XVI века псковского купца Поганкина находятся каменные палаты - ровесники псковского дворянина Рокотова, где и разместился в настоящее время

псковский кузнечный двор, где проходила выставка "Кузнечная механика", но по дороге туда встретились разные чудеса расчудесные...
                                                               И "ЭТО" едет ...

                                                      Входим на кузнечный двор.
И открываются взору нашему всякие кузнечные диковины...
Эта ёлочка родилась не в лесу, а в кузнеце.

              В этот колокол можно позвонить ,
от дождя спрятаться под зонтиком, но в сумочку он не поместится.


Продвигаемся дальше...


                                         У входа в кузницу встречает нас кузнец железный.
 А вот и сама кузница, когда ещё побываешь в настоящей кузне, я побывала там в первый раз.

 Но делает эти все диковенные вещи, конечно не железный кузнец, а вот один из таких настоящих.
 Зима еще не наступила, а снеговик готов.




Но этоещё не все кузнечные чудеса.
Здесь, на кузнечном дворе состоялось историческое скобарско-эпохальное событие: "Митьки" (неформальная художественная группа г.Санкт-Петербург) в течение нескольких часов создавали картину   "Братание митьков и скобаря-кузнеца", размером "2х3 метра.


Подступиться к картине было непросто, вот удалось запечатлеть Дмитрия Шагина в плотном кольце скобарей.

                                                       Дмитрий Шагин

 Дмитрий Шагин и Андрей Филиппов за работой, так у них это получалось весело, непринужденно, просто, что хотелось попросить кисть и что-нибудь тоже хотя бы раскрасить, хотя я вообще не умею рисовать и рождение картины для меня таинство. Но таких желающих явных и тайных. я думаю было много. Художники не только писали картину, но и успевали общаться, раздавать автографы. Не удержалась и я.

 Андрей Филиппов подписывает для меня вот эту книжку:


                                                 Автограф Андрея Филиппова.

 А каталог "Митьки" 25-летие мне достался, конечно, последний.
 Купила я его из рук ,замечательной талантливой художницы, обаятельной, красивой женщины Светланы Баделиной  , на листе с репродукциями её картин из этого каталога, она любезно оставила автограф.


 Художником этой замечательной книжки детских стихов является также Светлана Баделина, макет - Андрей Филиппов. Теперь эта книжка поселится в нашей библиотеке на радость любителям поэзии.
:

                            Светлана Баделина и Андрей Филиппов. Фото на память для автора этих     строк. Псков.Кузнечный двор.1 октября 2011.День скобаря.

С кузнечного двора и от художников уходить не хотелось. Осталось ощущение простоты, легкости в общении, какой-то праздничности, радости. Уже прошло много времени с того дня, но я до сих пор вспоминаю тот день, как что-то радостное, смешливое, самоироничное и светлое. Спасибо большое "МИТЬКАМ", кузнецам, скобарям за осеннюю  радость бытия.
А впервые работы "МИТЬКОВ" я видела на выставке осенью 1988 года в ДК железнодорожников в тогда еще Ленинграде.

Разберемся по понятиям:
СКОБАРЬ - Версия первая - связана с видом прически псковичей "скобой". Переняли из Польши в период независимости Пскова, когда он вел оживленную торговлю с Ганзейскими городами. Вторая - связана со скобой - железным предметом как результатом кузнечного ремесла, псковичи хорошие мастера, лучше всего гнули скобы. Третья - в древней и средневековой Руси был распространен кулачный бой. По-особому  бои проводили жители Псковского края, которых и называли скобарями как переделанное "псковарь", то есть "с Псковщины".
Вот так-то.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения